Самый неуловимый и дерзкий киногерой в истории: как Фантомас покорил мир кино

Павел Абрамович
В первый день весны VOKA представит суперзлодейские фильмы 60-х годов "Фантомас разбушевался" и "Фантомас против Скотланд-Ярда", которые впервые переведены на белорусский язык. Рассказываем, кто придумал Фантомаса и чем этот герой уникален в истории кино и литературы.
Самый неуловимый и дерзкий киногерой в истории: как Фантомас покорил мир кино
Коллаж: Tochka.by

Раздел CINEVOKA видеосервиса VOKA продолжает пополнять свою коллекцию шедевров мирового кино в белорусской озвучке. С 1 марта по подписке "Все включено" можно будет увидеть вторую и третью часть знаменитой комедийной трилогии: "Фантомас разбушевался" и "Фантомас против Скотланд-Ярда" на белорусском языке. Немного ранее видеосервис выпустил по-белорусски первого "Фантомаса".

Многие фильмы сняты по книгам, и в случае с "Фантомасом" произошла та же история. Роман с таким названием вышел во Франции в 1911 году, а через два года кинотеатры Европы уже показывали первую экранизацию книги – немое черно-белое кино, которое привело зрителей в восторг, как до этого и сама книга.

Через 50 лет выйдет новая экранизация "Фантомаса", и ей тоже будет сопутствовать успех – и вот почему.

Два родителя одного супергероя

Образ человека-фантома, неуловимого короля преступного мира Фантомаса, придумали два весьма энергичных француза: Пьер Сувестр и Марсель Аллен.

Их карьерный путь был схож: оба получили юридическое образование и сначала работали в Парижском суде, а потом стали журналистами и писателями.

Жизненное кредо Сувестра и Аллена тоже совпадало: они хотели быть успешными, без претензий на звание классиков.

Пьер Сувестр и Марсель Аллен. Фото: wikipedia.org
Их знакомство состоялось в 1907 году, когда Сувестр возглавил журнал для водителей грузовиков Le Poids Lourd, а Аллен занял в нем должность секретаря.

Работая в одном издании, они начали еще и писать книги в соавторстве. В романе "Отпечаток" (1910) впервые выведены журналист Фандор и инспектор Жюв – персонажи будущих книг Сувестра и Аллена о Фантомасе.

Как издатель злодейски "помог" писателям

Обычной практикой в те времена было сочинять книги на заказ. Один из таких заказов поступил к Сувестру и Аллену от издателя Артема Файара.

Файар мыслил масштабно и предложил писателям создать серию книг, причем длинную. Никаких конкретных условий книготорговец не ставил – он хотел лишь, чтобы это были детективы с общим роковым героем.

Сувестр и Аллен быстро договорились между собой, как и о чем писать. И главного персонажа тоже придумали вместе. Они решили, что это будет ужасающий весь мир Гений и Палач, неуловимый Лидер преступников, способный к перевоплощениям и волшебству.

Обложка первого тома серии "Фантомас" Пьера Сувестра и Марселя Аллена, Париж, издания Fayard, 1911 год.
И не простолюдин, а аристократ, который якобы родился в 1867 году в европейском королевстве Гессе-Веймар (такой страны никогда не было). Здесь преступник впервые вступил на путь Зла, чтобы затем снискать мировую слава суперзлодея, в том числе за океаном – в США и Мексике.

Но с именем для персонажа у соавторов возникла большая проблема. Его еще не было, хотя писатели уже ехали в метро к издателю со своей идеей. И тут Сувестра осенило: он открыл блокнот и размашисто написал на листе: Fantomus. Войдя в кабинет к Файару, Сувестр протянул ему блокнот и тот, близоруко сощурившись, прочитал это слово неправильно и вдобавок с ударением на последний слог: "Фантомас". Имя издателю очень понравилось.

Так появился на свет один из самых зловещих персонажей в мире книг.

Злодей в полумаске захватывает страну

Первый роман о Фантомасе книжные магазины Франции выставили на прилавки в феврале 1911 года.

Файар организовал книге хорошую рекламу. Афиши с рисунком нависшего над городом злого гения во фраке, белой сорочке, черном цилиндре и полумаске, с кинжалом в руке, расклеили по всему Парижу. Газеты массово опубликовали те же плакаты.

Тираж "Фантомаса" разошелся мгновенно – пришлось печатать еще. Новые тома выходили ежемесячно и стоили 65 сантимов, по цене пары бокалов вина среднего качества. Позже стоимость книг снизилась до 35 сантимов.

Судья-взломщик. Обложка первого издания, худ. Жино Старас | Один из постеров фильма Луи Фейада "Мертвец-убийца" (1913). Фото: wikipedia.org
За три года соавторы написали 32 романа о Фантомасе. После смерти Сувестра в 1914 году Аллен выпустил еще 11 книг о гениальном злодее. У писателя были другие проекты, но издатели и режиссеры постоянно просили у него продолжений именно Фантомаса. "Господи, как мне осточертел этот Фантомас! Он меня когда-нибудь сведет в могилу!" – восклицал в сердцах Аллен.

Последняя книга цикла вышла в 1963 году, и в ее финале писатель отправляет Фантомаса в космос.

Фантомасами называли лошадей и корабли

Первая экранизация "Фантомаса" вышла в 1913 году, ее сняли на киностудии Gaumont, которая существует во Франции до сих пор.

Режиссером одноименного немого черно-белого фильма выступил режиссер Луи Фейад. До 1914 года он сделал еще четыре фильма о Фантомасе – настоящий конвеер! В главной роли у Фейада был занят актер Рене Наварр.

Афиша фильма Луи Фейада "Фантомас" (1913) | Реклама американского сериала "Фантомас" (1920). Фото: wikipedia.org
Киноленты о Фантомасе, как и книги, пользовались широкой популярностью. Были выпущены миллионы статуэток Наварра в роли Фантомаса, изготавливались также ростовые фигуры и манекены. Фантомаса обсуждали на улицах, в кофейнях и спальнях будто настоящего суперзлодея. Его имя стало не просто нарицательным – в честь Фантомаса называли корабли, рестораны и даже скакунов.

Первую экранизацию со звуком по книге Сувестра и Аллена сделал во Франции в 1932 году венгерский режиссер Пал Фейош. Но картина успеха не получила – критики посчитали, что фильму не хватило "динамики демонизма".

При этом своего "Фантомаса" Фейош снял в жанре детективной комедии. Это принципиально отличало его фильм не только от предыдущих экранизаций, но и от самой книги-первоисточника, которая была предельно серьезной, леденящей кровь.

Фантомас против Джеймса Бонда

Новая волна популярности Фантомаса в кино пришлась на 1960-е годы и была связана с именем французского кинорежиссера Андре Юнебеля.

Юнебель всю свою жизнь мастерски развлекал зрителя историко-приключенческим кино, делая по одному фильму "плаща и шпаги" в год.

Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса". Фото: Wikipedia.org
За основу сценария Юнебель часто брал известные всей Франции книги, в том числе Александра Дюма, Поля Феваля, Мишеля Зевако, Анри Дюпуи-Мазуэля и Эжена Сю. Любимыми актерами режиссера были Жан Маре и Луи де Фюнес, которые снимались у него с конца 1940-х годов.

Когда Юнебель попросил Маре найти образ, который ему хотелось бы воплотить на экране, актер с подачи своего друга, писателя Жана Кокто, предложил режиссеру книгу "Фантомас" – он видел себя в образе главного персонажа.

Скриншот: фильм
Скриншот: фильм "Фантомас"
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса" Фото: Wikipedia.org
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса" Фото: Wikipedia.org
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса" Фото: Wikipedia.org
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса" Фото: Wikipedia.org
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса" Фото: Wikipedia.org
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса" Фото: Wikipedia.org
Скриншот: фильм "Фантомас"
Скриншот: фильм
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса" Фото: Wikipedia.org
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса" Фото: Wikipedia.org
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса" Фото: Wikipedia.org

Новая идея живо увлекла 68-летнего Юнебеля. Режиссер решил, что сделает несколько фильмов, причем в жанре детективной комедии, как Фейош. Ведь тогда в литературе и кино воцарилась эпоха Джеймса Бонда, и серьезная детективная франшиза, как сейчас говорят, провалилась бы в прокате, пытаясь конкурировать с лентами об агенте 007.

Фантомас тратит время на копа-простофилю

В результате Юнебель снял несколько фильмов для той же компании Gaumont: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).

Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).
Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).
Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).
Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).
Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).
Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).
Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).
Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).
Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).
Фото: "Фантомас" (1964), "Фантомас разбушевался" (1965) и "Фантомас против Скотланд-Ярда" (1967).

В них режиссер открыто высмеял и суперполицейского, и суперпреступника. При этом фокус внимания сместился с Фантомаса на Жюва, которого Юнебель сделал вздорным, суетливым, глупым, славным лишь запоздалой смекалкой. Более того, в "кинопрочтении" Юнебеля Жюв далеко шагнул по карьерной лестнице: был инспектором, стал – комиссаром полиции.

Скриншот: фильм
Скриншот: фильм "Фантомас"
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса". Фото: Wikipedia.org
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса". Фото: Wikipedia.org
Скриншот: фильм "Фантомас"
Скриншот: фильм
Кадр со съемки трилогии про "Фантомаса". Фото: Wikipedia.org

С таким вот заурядным противником Фантомас затеял игру в кошки-мышки, причем играет в нее с видимым удовольствием на протяжении пяти часов (столько суммарно длятся три фильма Юнебеля). В комедиях Юнебеля знаменитый преступник способен напугать разве что первоклашку. А его маска просто смешит. Она даже утратила черный цвет: Фантомас стал серым, а при смене освещения и вовсе похож на зеленую лягушку.

Скриншот: фильм "Фантомас"
Думаете, новый "Фантомас" провалился в прокате? Вовсе нет – публика пришла в дикий восторг, хотя бабушки и дедушки зрителей "росли" на другом его образе. И снова, как и полстолетия назад, в продаже появилось множество товаров, связанных с этим киногероем: от резиновых масок до школьных тетрадей с его изображением.

Фильмы Юнебеля с удовольствием смотрел и один из создателей суперзлодея – Марсель Аллен. Он по достоинству оценил комизм противопоставления Фантомаса и Джеймса Бонда, который был выражен и в сценах автомобильных погонь.

Скриншот: фильм "Фантомас"
Высокой оценки удостоилась и актерская работа. Так, Маре в первой части трилогии Юнебеля играет сразу четырех персонажей: Фантомаса, английского лорда Шелтона, журналиста Фандора и старика-надзирателя, а также самостоятельно выполняет все трюки (впрочем, как и всегда). Его напарник Луи де Фюнес, который блестяще сыграл комиссара Поля Жюва, после "Фантомаса" окончательно стал незаменимым актером французских комедий.

Фото: постер к фильму "Фантомас" (1964)
"Фантомас" был лидером проката не только во Франции, но и во всем мире. Так, учитывая популярность "Фантомаса" в СССР, Юнебель хотел даже снимать фильм с названием "Фантомас в Москве". Ух, как пришелся бы он по душе советской ребятне, которая не уставала играть в Фантомаса с натянутыми на голову мамиными капроновыми колготками и сочинять страшные записки от его имени не только друг другу, но и взрослым.

Самый неуязвимый злодей в кино и книгах

Успеху "Фантомаса" в кино предшествовал его успех в литературе – именно книги обеспечили крепкую художественно-эстетическую основу фильмам, дали киношникам возможность широко, но целостно трактовать образ Фантомаса.

Кадр со съемок трилогии про "Фантомаса". Фото: Wikipedia.org
Сувестр и Аллен не просто написали серию популярных детективов, а предложили новую концепцию криминального романа, в котором жестокость всегда оказывается сильнее милосердия, а за преступлением никогда не следует наказания. Фантомаса выдумали потому, что у общества возникла потребность именно в такой выдумке. Какие времена – такие и Джокеры. Напомним, через год после выхода первой экранизации "Фантомаса" началась Первая мировая война.

При этом Фантомас пришелся по душе не только массовому зрителю, но и интеллектуалам. Так, французский поэт-модернист Гийом Аполлинер основал Общество друзей Фантомаса, которое существует во Франции до сих пор. В 1914 году со страниц журнала Mercure de France Аполлинер провозгласил, что способность авторов Фантомаса к выдумке и мрачная изобретательность их главного героя "неподражаемы".

Фантомас не просто отрицательный герой со зловещим обаянием – он целая философская система, вселенский человек в черном, злодей на все времена. Никто в мире литературы и кино до сих пор не умеет так виртуозно, как он, приспосабливаться к обстоятельствам и уходить от погони.

Скриншот: фильм "Фантомас"
Смена эпох не может причинить вреда этому киногерою, не способна ослабить его силу. Ведь даже когда из жестокого преступника и страшного мага Фантомас превращается в карикатуру и самопародию, он всего лишь меняет облик, чтобы вновь ускользнуть и оставаться неуязвимым.

>>> Афиша фильмов и билеты в кино – на afisha.tochka.by

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки